16 апреля Светлое Христово Воскресение. Пасха.

1211221После Страстной Недели окончилась земная жизнь Иисуса Христа. Его тело было снято с креста и захоронено в погребальной пещере.

«По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня»

(Мф. Гл 28:1-10)

Мария Магдалина и Мария Иаковлева пришли к месту захоронения Христова для того, чтобы помазать тело Иисуса благовониями – миро, с тех пор их называют женами-мироносицами.
В ночь на воскресение Иисус Христос сотворил настоящее чудо – силой Своего Божества Он воскрес из мертвых.
Своим приходом к человечеству Господь возвестил о начале нового времени, о чем и сообщил в Галилее апостолам после Своего Воскресения:

«Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. Гл.28:18-20)

После своей добровольной крестной смерти и Воскресения, Иисус Христос возвещает о своей власти и посылает своих учеников не только к одним иудеям, но и к другим народам, поручая их крестить «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

122П а с х а , Г о с п о д н я П а с х а ! От смерти к жизни привел нас Господь Своим Воскресением. И вот Воскресение это «ангелы поют на небеси». увидев светлость обоженного естества человеческого в предопределенной ему славе, в лице Господа Искупителя, во образе коего, силою Воскресения Его, имели претвориться все истинно верующие в Него и прилепляющиеся к Нему вседушно. Слава Господи, преславному Воскресению Твоему! Ангелы поют, сорадуясь нам и предзря восполнение сонма своего; нас же сподоби, Господи, Тебя Воскресшего чистым сердцем славить, видя в Воскресении Твоем пресечение снедающего нас тления, засеменение новой жизни пресветлой и зарю будущей вечной славы, в которую Предтечею вошел Ты Воскресением нас ради. Не человеческие только, но вместе и ангельские языки не сильны изъяснить неизреченную Твою к нам милость, преславно Воскресший Господи!

Некоторые особенности богослужения

Пасха Христова — торжество из торжеств. Церковь в священных песнопениях называет Пасху великою, двери райские нам отверзающей, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает к ее прославлению землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное».

Пасхальное богослужение совершается особенно торжественно как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу.

Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь избавления своего от египетского рабства, и новый Израиль – христианская Церковь — бодрствует «в священную и спасительную ночь» светлого Воскресения Христова — провозвестницу светоносного дня духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу.

                        ПАСХАЛЬНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

«Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»

Незадолго до полуночи Пасхального Воскресения служится полунощница, на которой священнослужители исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, относят святыню в алтарь, где она на святом Престоле будет находиться до Отдания Пасхи.

Перед наступлением полуночи священнослужители в праздничных облачениях становятся у Престола.
В 12 часов начинается Пасхальная утреня «Веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых».
Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах священнослужители тихо поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». После пения отверзается завеса, и священнослужители опять поют эту стихиру, но уже громким голосом. Открываются Царские Врата, и стихира, еще более высоким  голосом, поется духовенством в третий раз, но до половины «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех». Певцы же, стоящие на середине храма, заканчивают: «И нас на земли сподоби».

Крестный ход

131Пасхальный Крестный ход совершают вокруг храма при непрерывном колокольном трезвоне с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити«.  В начале крестного хода несут фонарь, потом запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери,  затем несут хоругви, свечи, за ними идут священники. Один священник несет Евангелие, а другой — икону ВоскресенияХристова. Последним шествует настоятель храма с трисвешником и Крестом.
Иногда бывает, что Евангелие  и икону Воскресения проносят миряне.

Дойдя до западных дверей храма, Крестный ход останавливается. Колокольный звон затихает, священнослужители трижды поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав«.  Потом поются стихи:
«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его.
Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня
Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.»
Потом опять поется: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав«, после чего крестный ход с радостной вестью о Воскресении Бога входит в храм.
Во время исполнения пасхального канона, священнослужители неоднократно, подобно многочисленным Христовым явлениям апостолам по Воскресении, исходят из алтаря. Обходят с каждением  всю церковь, приветствуя мирян словами «Христос воскресе!«. Верующие отвечают «Воистину воскресе!«.

Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 34) – так говорили ученики, передавая радостную весть друг другу.
«Христос воскресе!»— в этих словах вся суть нашей веры и любви к Иисусу Христу. Вместе с этими словами у православных христиан принято показывать знак примирения и любви – святое целование (лобзание) во время праздника Пасхи, Воскресения Христова.

Со времен апостолов праздник христианской Пасхи продолжается всю Светлую Седмицу. Все семь дней Церковь держит Царские Врата открытыми, они не закрываются и тогда, когда происходит причащение священнослужителей.   Во все дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи, перед началом Литургии, священнослужители читают вместо «Царю Небесный» — «Христос Воскресе«.

Со дня Пасхи и до праздника Святой Троицы коленопреклонения и земные поклоны не совершаются.

132АРТОС, ОСВЯЩЕНИЕ КУЛИЧЕЙ И ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА

Артос

Артос в переводе с греческого языка — квасной хлеб, его называют еще пасхальным хлебом. В течение Светлой седмицы он находится рядом с иконой Воскресения Господня, по окончании пасхальных торжеств, его раздают верующим.
На артосе изображен крест с терновым венцом, но нет Распятого, это знамение победы Христа над смертью. Артос стали употреблять в пищу в самом начале христианства. После сорокового дня по Воскресении, Иисус Христос вознесся на небо, а его ученики утешались в молитвенных воспоминаниях о Господе. Когда они собирались вместе для молитв, то, как и на Тайной Вечере,  апостолы причащались Тела и Крови Христовой. Первое место за столом Христовы ученики всегда оставляли за своим Учителем и возлагали для Него хлеб, как напоминание о том, что Иисус Христос стал настоящим хлебом жизни.
Артос освящается особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день на Святую Пасху на Литургии. После его освящения, аналой с артосом располагают на солее перед образом Спасителя, где артос находится всю Святую седмицу.

Во все дни пасхальной недели после Литургии происходит крестный ход с артосом вокруг храма, а в субботу, после молитвы о раздроблении артоса, святыня раздробляется, и частицы раздаются мирянам. Употребляют артос обычно при болезнях со словами «Христос воскресе»!

Куличи и пасха

Пасхальным куличам и пасхам отводится очень важная роль, они по своему значению подобны артосу . Употребление освященных куличей напоминает вкушение ветхозаветной пасхи Богоизбранным народом (Исх. 12, 3-4).
Обычно православные христиане принимают Святые Тайны в течение Великого поста, а в день Воскресения Христова причащаются немногие. Куличи и пасхи освящают в храмах по совершению Литургии. Потом дома, в кругу семьи едят их в течение Светлой Седмицы, пасхами принято угощать родственников и знакомых .

 Пасхальные яйца

Обычай дарить друг другу Пасхальные яйца появился 2000 лет назад.  По Вознесении Господнем, святая равноапостольная Мария Магдалина подарила римскому императору Тиверию красное яйцо, символизирующее кровь Христа, и со словами: «Христос воскресе!«, начала проповедь Евангелия.
Яйцо, появившись на свет, сначала дает птице жизнь внутри себя, а потом производит ее на свет.
Пасхальное яйцо является образом нашей веры и служит знаком воскресения мертвых. Как Иисус Христос, по Воскрешении, дарует сначала жизнь духу, а потом будет воскресение всех умерших.

КАК ПОМИНАТЬ УСОПШИХ В ПАСХАЛЬНЫЕ ДНИ

По Церковному Уставу, после Пасхи, усопших начинают поминать во вторник второй седмицы на Радоницу.  Обычай посещать кладбище в сам день Воскресения Христова противоречит церковным канонам.

 

Пасха.
История праздника

Пасха Христова — торжество из торжеств. Об этом говорит, в частности, в своем Слове на этот праздник св. Епифаний Кипрский: «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников…». Церковь в священных песнопениях называет Пасху великою, двери райские нам отверзающей, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает к ее прославлению землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное».

Св. Григорий Богослов в своем 45-м Слове на Пасху говорит: «Ныне спасение миру, миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, восходите и вы. Христос из гроба, освобождайтесь от уз греха, отверзаются врата ада, истребляется смерть. Она у нас праздников праздник и торжество торжеств, столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Слово «Пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который, в свою очередь, был назван так от еврейского слова «пасах» («проходит мимо») – в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда Ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо.

В христианской Церкви наименование «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу,что выражается и в священных песнопениях: «…Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия».

В домостроительстве нашего спасения Воскресение Христово есть явление Божественного всемогущества: Христос по смерти сошел во ад — «яко восхотел», ниспровергнул смерть — «яко Бог и Владыка», воскрес тридневен — и с Собою совоскресил Адама и весь человеческий род от адовых уз и тления.

Тело воскресшего Христа Спасителя восстало бессмертным и славным, имеющим жить вечно новой, духовной, небесной жизнью. Сокрушив смерти врата (твердыню), Христос проложил стезю, показал путь к истинной жизни и открыл дверь бессмертия.

Праздник Пасхи установлен еще в Апостольской Церкви и торжественно праздновался уже в те времена. Древняя Церковь именовала Пасхой две седмицы: предшествующую дню Воскресения Христова и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха Крестная, или Пасха Страданий, и Пасха Воскресная, или Пасха Воскресения. После Никейского Собора (325 г.) эти наименования выходят из употребления и вводятся новые названия — Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, ее праздновали в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. А Западная Церковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между Церквами по этому вопросу была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два разных обычая празднования Воскресения Христова просуществовали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта (4 апреля) и 25 апреля (8 мая), по старому стилю, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.

ПАСХАЛЬНЫЕ СТИХИ

Душа моя, ликуй и пой
Душа моя, ликуй и пой,
Наследница небес:
Христос воскрес. Спаситель твой
Воистину воскрес!
…………………………………………………….
Из света вечного Господь
Сошёл в жилище тьмы,
Облёкся в персть, оделся в плоть
Да не погибнем мы!
Неизречённая любовь,
Всех таинств высота!
За нас Свою святую Кровь
Он пролил со креста.
Кюхельбекер В. (1797-1846)
Все лица радостью сияют
Все лица радостью сияют,
Сердца свободны от страстей…
Так чудодейственно влияют
Слова святые на людей!..
Христос воскрес!..
О миг священный!..
О чудо, выше всех чудес,
Какие были во вселенной!..
Христос воскрес!
Христос воскрес!
Потехин П. (1852-1910)

 

благодатный огоньБЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ ПЕРЕД ПРАЗДНИКОМ ПАСХИ

Ежегодно, на Пасху верующие наблюдают сошествие Божиего Благодатного огня на землю. Для того чтобы увидеть это чудо, огромное число паломников прибывают в Иерусалим к Храму Гроба Господня и наблюдают за священниками, которые выносят Святой Огонь из храмовой часовни. Считается, что если Благодатный Свет не сойдет на землю перед Пасхой, это будет знаком того, что приближается Апокалипсис.
Священный огонь появляется из ниоткуда. В первые секунды он, по свидетельствам очевидцев, не обжигает, им можно омыть лицо и руки.
Однажды, мне довелось  общаться с женщиной, которая три года подряд видела это чудо – благодатный  огонь Пасхи. Она подтвердила — действительно огонь светит, греет, не обжигает, НО ТОЛЬКО ТЕХ, КТО ВЕРИТ В БОГА.
Сотрудник лаборатории ионных систем РНЦ «Курчатовский институт» Андрей Волков однажды проводил измерения, в результате которых выяснилось, что в момент сошествия Благодатного Огня,  высокоточные приборы зафиксировали необъяснимый с научной точки зрения сильный импульс электромагнитного излучения. Наука не смогла объяснить происхождение этого явления, тогда стало ясно, что Благодатный огонь в день Воскресения не был сотворен людьми.

После Сошествия Благодатного Огня, его в лампадах везут в разные страны для празднования главного христианского праздника – Воскресение Христово, которое еще называют Пасха.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Задать вопрос батюшке

*Почта

*Вопрос

×