Скорби как благо для души.. 20.03.2014 в 10:33
Скорби и страдания могут поражать и тело, и душу, и дух. Тело они
поражают болезнями, голодом, холодом, непосильным трудом и скудостью во
всем необходимом.
Душу они поражают печалью, сердечной тоской,
страданием и от заключения, от разлуки и т. п. Наконец, дух может
страдать от мучений совести, состраданием горю близких, печалью за их
грехи и т. д.
Есть много причин, по которым нам посылаются скорби и страдания. При
этом никогда нельзя думать, что посылаемые страдания, несчастья и беды
могут идти от людей: все кресты идут от Господа Бога, как беспредельно
Милостивого, так и беспредельно Премудрого.
Одной из основных причин посылаемых нам страданий является наша греховность.
В этом случае страдания посылаются нам как средство, противодействующее тому вреду,
который приносится душе нашей грехом и наличием в ней страстей и
пристрастий.
Страдание можно рассматривать как духовное лекарство от греховного
вреда. Страдание (например, в форме болезни) часто приостанавливает
действие греха: «Страдающий плотию перестает грешить», — пишет ап. Петр
(1Пет. 4:1).
Страдание за грех есть голос Божий, вразумление грешащему человеку: это
удар по руке, творящей беззаконие.
Вместе с тем страдания смягчают вину греха, уравновешивают в какой-то
мере вину, по закону возмездия и справедливости.
Отсюда очевидно, что страдающих в этом мире, вообще говоря, ожидает
более благоприятная участь в будущем веке, чем живущих легкой жизнью. Об
этом говорит Сам Господь в притче о богатом и Лазаре (Лк. 16:19-31).
А когда грешник живет легкой спокойной жизнью, они видят в этом
оставление Богом человека, которому грозит страшная участь в загробной
жизни.
Как часто страждущие души просят у Господа о прекращении страданий!
Но о том ли надо просить? Не грех ли живет в основе страданий? И если бы
он был устранен искренним покаянием, то устранилось бы и страдание.
Когда к Господу принесли расслабленного, то Он прежде всего простил ему
грехи, и потом уже как следствие прощения даровал и исцеление (Мф.
9:2-8). В другом случае страдания посылаются не за грех, а чтобы
предохранить от греха или направить христианина от легкой и рассеянной
жизни на жизнь сосредоточенную и жизнь в Боге. В таких случаях
посылаются длительная болезнь, ссылка, заточение и т. п. Это совершенно
изменяет жизнь, дает человеку возможность задуматься о ней, для
некоторых — побыть в уединении.
Подобные страдальцы, которые вначале часто тяжело переносили изменение
своей судьбы, впоследствии или под конец жизни горячо благодарили
Господа за посланную им некогда тяжелую перемену в жизни
«Бог знает немощь человеческую, что человек скоро превозносится; поэтому
останавливает его и попускает ему быть в непрестанном упражнении и
волнении… Бог, зная твою немощь, по смотрению Своему посылает тебе
скорби, чтобы стал ты смиренным и ревностнее взыскал Бога»..
О том же пишет епископ Вениамин (Милов): «Скорби глубоко смиряют
человеческую гордыню и выбивают у человека опоры себялюбия и надмения.
Скорбь переплавляет человеческое настроение из греховного,
самозамкнутого в святое и открытое к Богу и возвращает всякого грешного
блудного сына в Отчий Божий дом».
«Земная жизнь не есть ли одно испытание? Это непрерывный ряд испытаний,
экзаменов нашей любви к Богу и к человеку, нашей веры, нашей чистоты,
нашей правды — растворенности в воле Божией, согармоничности Царству
Божьему.
И только те, кто испытан в соблазнах, кто имел духовную силу преодолеть
их (хотя бы и не сразу), те могут считаться достигшими духовной зрелости».
Как пишет о. Иоанн С:
«Многоразличные греховные привязанности сердца нашего Господь испытывает
различным образом: иного (скупого) испытывает потерею денег или
какой-либо части из собственности, попускает ворам обкрадывать; иного —
пожаром, иного — напрасными издержками по неудавшимся делам; иного —
болезнями и издержками на врачей; иного — потерею близких, иного —
бесчестием.
Всех испытывает всячески, да откроются в каждом его слабые, болезненные
стороны сердца и научится каждый исправлять себя. Весьма у многих душу
проходит оружие, чтобы открылись помышления их сердец.
Потому какой бы ни случился убыток из твоего имения, верь, что на то
есть воля Господня, и говори: «Господь дал, Господь и взял, да будет имя
Господне благословенно» (Иов. 1:21)».
«Купи у меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться», — говорит
Господь в Откровении (3, 18).
Ап. Петр пишет: «О сем радуйтесь, поскорбевши теперь немного, если
нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась
драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота» (1 Пет. , 6-7).
Один инок изнемогал в сильной борьбе с искушениями. Его старец спросил
его: «Хочешь ли, я помолюсь Господу, чтобы было снято с тебя искушение?»
— «Нет, отче, — отвечал мудрый инок, — помолись лишь о том, чтобы
Господь укрепил меня в борьбе с искушением. Если же оно будет снято с
меня, то я не получу той духовной пользы, которую я вижу в моей борьбе».
Комментарии (0)