Святые отцы о болезнях

Болезнь – вот школа смирения, вот где видишь, что нищ, и наг, и слеп. (Прп. Амвросий Оптинский)

К службе церковной непременно должен ходить, а то болен будешь. Господь за это болезнью наказывает.
Бывает, что болезнь схватывает, чтобы пробудить душу заснувшую.
(прп. Амвросий Оптинский)

Господь для того и болезни посылает, чтобы помнить о смерти и от памяти перевесть к тому, чтобы болящий озаботился, наконец, и приготовлением к смерти.
Болезни наши большею частью происходят от грехов, почему лучшее средство к предупреждению и исцелению от них состоит в том, чтоб не грешить.
Бывает, что Бог болезнию укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы.
(свт. Феофан Затворник)

Господь недостаток наших добрых дел восполняет или болезнями, или скорбями.
(свт. Димитрий Ростовский)

Брат спросил авву Арсения: «Есть некоторые добрые люди, почему они во время смерти подвергаются великой скорби, будучи поражены болезнию телесною?» «Потому, — отвечал старец, — чтобы мы, как бы солию досолившись здесь, отошли туда чистыми».
(Патерик Афонский)

Болезни примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его.
(св. прав. Иоанн Кронштадтский)

Если оттерпелся здесь, не будешь терпеть на том свете вечных мук, а, напротив, будешь наслаждаться таким блаженством, перед которым теперешнее счастье — ничто.
(свт. Феофан Затворник)

Господь из любви к нам посылает по силе каждого болезни и скорби, но дает и терпение их, чтобы сделать и нас участниками Своих страданий; кто здесь не страдал Христа ради, тот будет угрызаться совестью в будущем веке, — ведь можно было показать свою любовь ко Христу терпением болезни и скорбей, и не сделал этого, стараясь уклониться и избежать всяких скорбей… Не в гневе, не для наказания посылает нам Господь болезни и скорби, а из любви к нам, хотя и не все люди, и не всегда понимают это.
(прп. Пимен Многоболезненный)

«Прощаются тебе грехи твои».( Ев. от Мф.гл.9,2ю) Эти слова сказал Господь расслабленному. «Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой». (Ев. от Мф.гл.9,6.) Почти всегда вместе с исцелением больного Христос прощает грех. Есть ли связь между этими двумя явлениями: грех- болезнь души,которую нужно простить, и болезнь тела, которую нужно исцелить? Апостол Павел разъясняет, что именно потому, что люди растлили свою душу, запачкали грязью свою небесную одежду, у них много недужных.В самом деле, почти все болезни, даже физические, состоят в прямой связи с болезнью души и от нее зависят. Многие современные ученые разделяют мнение, что источник тела — духовный. Существует непостижимое начало. Все физические болезни происходят от повреждения этого творящего начала. Пока душа здорова — все физические порчи мгновенно заделываются, все заразы парализуются. Но стоит ей поколебаться в своей связи с Богом, устать, омрачиться, ослабнуть – тотчас в тело врываются разрушительные силы. Поэтому, прежде чем исцелить больного, Христос всегда упоминает о причине его болезни, о том, что больной сам внес болезненное начало в свое тело, заразив свою душу грехом. Причина болезни – грех. Поэтому лечение всякой болезни – прежде всего в отречении от греха, живущего в человеке, – в Таинствах Исповеди и Причастия. Здоровье есть дар Божий, но не всегда бывает полезен этот дар. Как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаживать грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставлять одуматься, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге. Поэтому болезни нужны и нам и нашим детям.(Прп. Серафим Саровский).

Для стяжания славы (истинной) нет ничего равного терпению, проявляющемуся при болезнях.

Свт. Иоанн Златоуст

Некоторый старец часто подвергался болезни. Случилось ему в течение одного года не болеть. Старец очень скорбел об этом и плакал, говоря: «Оставил меня Господь мой и не посетил меня».

Отечник

Знай, что телесные болезни естественно свойственны телу, как тленному и вещественному. Итак, в случае таких болезней, душе обученной (добру) должно с благодарностью показывать мужество и терпение, и не укорять Бога — зачем создал тело (прп. Антоний Великий, 89, 76).

Причина болезни — грех, собственная своя воля, а не какая-либо необходимость (прп. Ефрем Сирин, 34, 76—77)

Испорченность души есть причина болезней телесных (свт. Иоанн Златоуст, 51, 145)

Болезни происходят от расслабления тела пресыщением (свт. Иоанн Златоуст, 56, 245—246)

Недуги тела человеческого суть естественные последствия повреждения естества грехом и злоупотребления телом… (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 415)

Один поселянин просил преподобного Кирилла Белозерского помолиться о его больном товарище, у которого из уст и ноздрей текла кровавая пена; но старец, милостивый ко всем, на сей раз даже не позволил больному лежать за оградою, другу же его сказал: «Поверь мне, чадо, что болезнь сия приключилась ему в наказание за прелюбодеяние; если он обещает, что исправится, верую, что Господь его исцелит; если же нет, то еще горше пострадает». Когда больной узнал слова святого, то устрашился обличения и обещал исправиться; от чистого сердца исповедал он все свои согрешения святому и по его молитве исцелился не только телесно, но и душевно, приняв епитимию для очищения грехов (116, 306)


 

Однажды исцелившийся брат погнушался смрада, шедшего от Пимена, оставил его без пищи и питья. Брат этот лежал в отдельной комнате, и вдруг огнем стало жечь его, так что он не мог встать три дня и, не стерпев жажды, стал кричать: «Помилуйте меня. Господа ради! Умираю от жажды!» Когда сказали о его недуге Пимену, он ответил: «Что человек посеет, то и пожнет, он оставил меня без воды, солгал Богу и презрел мою худость, с ним сделалось то же. Но мы не научены воздавать злом за зло. Пойдите и скажите ему: «Зовет тебя Пимен. Встань и приди сюда».

Только сказали больному эти слова, он тотчас стал здоров, встал и пришел к блаженному. Блаженный обличил его: «Маловер! Вот ты стал здоров, не согрешай более. Разве ты не знаешь, что одинаковую награду получают и больной и служащий ему? Бог же, через меня исцеливший тебя от твоего недуга, может и меня поднять с постели и исцелить мою немощь; да я сам не хочу. Лучше мне всему изгнить в этой жизни, чтобы только там тело мое было без тления, и смердный запах обратился бы в неизреченное благоухание…» В день своей кончины преподобный Пимен выздоровел. Он обошел все кельи и кланялся всем до земли, просил прощения и объявлял о своем исходе из этой жизни (101, 152-157).

Источник: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/sokrovishhnica-duhovnoj-mudrosti/txt52.html

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Задать вопрос батюшке

*Почта

*Вопрос

×