ЧТО ТАКОЕ ПОКАЯНИЕ?

Покаяние грешников имеет в себе жизнь, а нераскаянность — смерть (св. Ерм, 94, 224).
 
***
 
В покаянии — спасение, а неразумие — смерть покаяния (свт. Василии Великий, 9, 44).
 
***
 
<Покаяние> это — древо жизни, потому что воскрешает многих умерших грехами (прп. Ефрем Сирин, 32, 154).
 
Покаяние — корень благочестия (свт. Иоанн Златоуст, 49, 710).
 
Покаяние — прогнание дьявола и ниспровержение демонов (свт. Иоанн Златоуст, 52, 983)
Покаяние есть вторая благодать, и рождается в сердце от веры и страха <Божия>… (прп. Исаак Сирин, 58, 390).
 
***
 
…Покаяние есть второе возрождение от Бога (прп. Исаак Сирин, 58, 390).
 
***
 
Покаяние есть возобновление крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни…
 
Покаяние есть всегдашнее отвержение телесного утешения. Покаяние есть помысл самоосуждения и попечение о себе, свободное от внешних попечений… Кающийся есть непосрамленный осужденник… Покаяние есть очищение совести (прп. Иоанн Лествичник, 57, 58—59).
 
***
 
Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение благих дел, противных прежним грехам (прп. Иоанн Лествичник, 57, 59).
 
***
 
Покаяние есть дщерь надежды и отвержение отчаяния (прп. Иоанн Лествичник, 57, 59).
 
***
 
Покаяние есть крепкое утеснение чрева, уязвление души в глубоком чувстве (прп. Иоанн Лествичник, 57, 59).
 
***
 
Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного (прп. Иоанн Лествичник, 57, 59).
 
***
 
…Удаление от зла есть начало покаяния (прп. Иоанн Лествичник, 57, 215).
 
***
 
Добровольное терпение всего скорбного есть настоящий спасительный путь покаяния (прп. Иоанн Лествичник, 90, 537).
 
***

Это когда человек освобождается от фантомов, фантазий о себе, перестает себя обманывать. Когда он имеет мужество и силы посмотреть на самого себя такого, каков он есть. Покаяние разрушает ложь и приводит человека к картине порой очень тяжелой и неприглядной, но реальной. Чтобы покаяние было действенным, созидательным, не вело к отчаянию, безысходности и мраку, а напротив, давало силы и приводило не просто к жизни, но к Вечной Жизни, оно должно быть обращено к Господу Богу, ко Христу.

Для давно воцерковленных людей «список» грехов, как правило, от исповеди к исповеди примерно один и тот же. Может возникнуть ощущение некоей формальной духовной жизни. Но дома мы часто подметаем пол, и, слава Богу, не каждый раз приходится разгребать авгиевы конюшни. Это как раз не беда. Беда, что начинаешь замечать, как жизнь у некоторых христиан делается с годами скучнее и скучнее. А должно быть наоборот: она должна становиться всё более насыщенной и всё более радостной. Вот это меня удивляет. Значит, что-то самое главное не прочувствовано.

«Бог в тяжестех Его знаем есть, егда заступает ны» – Бог познается в испытаниях и тяжестях жизни, когда после порой продолжительного, но совершившегося нашего терпения в перенесении этих испытаний, Бог являет Свою силу – «егда заступает ны». В этом великая тайна истинного Богопознания, тайна Креста и смысла человеческих страданий. «В терпении вашем стяжите души ваша», – заповедует нам Господь. Необходимо, наконец, набраться мудрости возблагодарить Господа за все те испытания, которые Он посылает нам, возблагодарить, потому что только в благодарении заключается истинное познание Бога. Никак по-другому Бога падшему человеку познать невозможно.»Расслабленные братья и сестры! Порадуемся тому, что мы хотя бы сознаем себя таковыми! Господь пришел в мир спасти расслабленных грешников, а мы – среди них. Сильные распяли Иисуса Христа, и Господь попустил им эту страшную, безумную силу – распять Бога. Когда мы с вами становимся гордыми, самоуверенными, то повторяем это страшное преступление богоборцев – распятие Спасителя.

Не будем высоко мудрствовать о себе, не будем удивляться нашим немощам, не будем впадать от них в отчаяние и уныние. Будем искренне, изо всех наших сил, стремиться к исправлению, подвизаясь против зла и греха, живущих в нас. Будем твердо верить, что в этом поможет нам Господь наш Иисус Христос. Он любит нас, потому что мы – Его дети. Нас, признающих себя расслабленными и просящих помощи у Отца нашего Небесного, Господь не оставляет, но вселяет в нас Свою несокрушимую силу. Только этим мы сильны – так же, как только этим были сильны все апостолы, исповедники, преподобные и мученики.

Епископ Тихон (Шевкунов)

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Задать вопрос батюшке

*Почта

*Вопрос

×