ВОСКРЕСЕНЬЕ. 11 сентября. Притча о злых виноградарях с толкованием Евангелие по Матфею, глава 21. 33-42

Евангелие по Матфею, глава 21. 33-42

Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
—-
Толкование. Святитель Феофилакт Болгарский:
Человек «хозяин дома» есть Господь, называемый человеком по Своему человеколюбию.
Виноградник – народ иудейский, насажденный Богом в земле обетованной, как сказано: «введ я, насади их в гору Святую Свою» (Исх.15:17).
Ограда означает или закон, не позволявший иудеям сливаться с язычниками посредством браков, или же – святых ангелов, которые охраняли Израиля.
Точило – жертвенник; башня – храм; виноградари – учители народа, фарисеи и книжники.
Отлучился Домовладыка Бог, когда перестал говорить с евреями в столпе облачном; или удаление означает долготерпение Божие.
Бог как бы предается сну или удаляется, когда долго терпит и не взыскивает немедленно за наши неправедные дела.

Время плодов наступило во времена пророков.
Посланные рабы – это пророки, которых различно оскорбляли виноградари, то есть современные пророкам лжепророки и лжеучители, недостойные вожди народа.
<…>
Наконец, послан был Сын Божий, явившийся во плоти. <…>
Но виноградари, увидевши Сына, сказали: это наследник: пойдем, убьем его».
Так те самые иудеи, которые говорили: «это – Христос», они же Его и распяли.
«Вывели вон из виноградника и убили» – это значит: Христос предан смерти вне города.
Но, как мы говорили, что виноградником называется народ, то фарисеи, злые виноградари, умертвили Сына Владыки вне виноградника и в этом смысле, то есть помимо желания бесхитростного народа.

Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

<…> Господин виноградника – Бог Отец; Он послал Сына Своего, которого иудеи умертвили.
Когда Он придет, то есть когда воззрит на беззаконие, совершенное начальниками, тогда «злодеев сих предаст злой смерти»<…>.
Виноградник же Свой отдаст иным виноградарям, то есть апостолам и христианским учителям.

Можешь под виноградником разуметь и Божественное Писание: в нем ограда – буква; выкопанное точило – глубина духа; башня – возвышенное богословское учение.
Сие Писание сначала было вверено злым виноградарям – фарисеям и книжникам, но потом Бог передал оное нам, усердно возделывающим его.
И в этом смысле фарисеи убили Господа вне виноградника, то есть вопреки тому, что о Христе гласило Ветхозаветное Писание.


Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

Камнем называет Себя Самого, а строителями – учителей иудейских, которые отвергли Его, как непотребного, сказав: «Ты самарянин, и… бес в Тебе» (Ин.8:48).
Но Он, восстав из мертвых, положен во главу угла, то есть стал Главою церкви, соединяя иудеев и язычников единой верою.
<…> Христос соединил всех единой верою.
Этот угол дивен, и от Господа, ибо церковь, содержащая и объединяющая нас верою, – Божественного происхождения; она достойна великого удивления по своему благолепному устройству.
Дивен угол сей и в таком смысле, что слово Христово утверждено и засвидетельствовано чудесами, так что устройство церкви чудно.

Царство Божие, то есть близость к Богу, отнято от иудеев и передано уверовавшим.
Иудеи, споткнувшись о камень, то есть, соблазнившись о Христе, будут сокрушены и при втором пришествии, хотя и теперь уже раздавлены им, то есть рассеяны всюду по земле.

И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

И здесь заметь, как народ, простой и бесхитростный, следует истине, а учители закона замышляют злое.
Евреи и доныне силятся принять Иисуса, но не могут уверовать в Него.
Они примут антихриста и ему поклонятся, а Христос не будет ими принят, то есть познан. [1]

Комментарии (0)

Оставить комментарий

    Задать вопрос батюшке

    *Почта

    *Вопрос

    ×